В смысле
Жизнь – совокупность активностей сложных, изменчивых, самовоспроизводящихся структур.
Смысл – результат этих активностей, в том числе прогнозируемый.
Эти определения условны, в силу сложности понятий, сформулированы тысячи альтернативных, в которых делается акцент на тех или иных её свойствах, однако для каждого человека наиболее интересна не жизнь вообще, а его собственная. Нас же будет интересовать жизнь вообще.
Краткая история изучения темы.
Обзор поиска
культура | код | философия | автор | смысл жизни | комментарий |
Первобытная(-∞-M ) | — | выживание | характерен для всего живого | ||
Древнего мира(-M -V) | язык, ритуалы | мифологическая | религиозная | ||
– античности | тексты, произведения исскуства | Книга Экклисиаста | нет | все смертны | |
Аристотель | счастье | смысл обусловлен эмоционально, физиологически, эволюционно, совпадает с выживанием | |||
Эпикур, стоики, | то же с вариациями | ||||
Книга мертвых | |||||
Завет | |||||
– древнего Востока | |||||
Средних веков(V-XIV) | |||||
Возрождения(XIV-XVI) | книгопечатание | ||||
Нового времени (к.XVI-XIX) | то же, наука, просвещение | ||||
эвдемонизм | |||||
Джамбаттист Вико (1668-1744) | |||||
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) | |||||
Вольтер (1694-1778) | |||||
Жан Жак Руссо (1712-1778) |
|||||
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) | |||||
Новейшего времени(XIX-Н.В.) | |||||
немецкая классическая | Иммануил Кант (1724-1804) | ||||
Артур Шопенгауэр (1788-1860) | |||||
Фридрих Энгельс (1820-1895) | Социальные ценности | ||||
Фридрих Ницше (1844-1900) | Самопознание | ||||
Зигмунд Фрейд (1856-1939) | |||||
космизм | Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский | бессмертие, регуляция сил природы | |||
В.С.Соловьев | |||||
русская идеалистическая | Н.А.Бердяев | свобода и творчество | |||
В.В.Розанов | |||||
А.И.Введенский | |||||
Е.Н.Трубецкой | |||||
М.М.Рубенштейн | реализация прогресса | иерархия целей | |||
И.В.Вишев, Л.Е.Балашов, В.В.Минеев, В.Ф.Купревич, Л.В.Комаров | |||||
экзистенциализм | |||||
трансгуманизм | |||||
постгуманизм | |||||
аудио, видео | |||||
интернет |
Вопрос смысла жизни, навязчиво часто называемый вечным, хочется поскорее закрыть, хотя бы для себя.
Выделим характерные процессы различных временных и структурных масштабов.
масштабы временные/структурные | день | год | десятилетие | столетие | геологическая эпоха | планетарный, звездный, вселенский? цикл |
физический (вещество) | негэнтропийные процессы | радиоактивность | минералообразование | изменение химического состава геосфер | изменение параметров геосфер, синтез тяжелых элементов, эволюция планет, звезд, галактик, вселенной | |
биологический (человек) | циркадные ритмы, гомеостаз, метаболизм | онтогенез, сезонные циклы | Воспроизводство, достижения | водообразование | филогенез, изменение метаболизма | |
психологический (человек) | восприятие, эмоции, настроение | обучение, работы, ч/б полосы | ||||
культурологический (общество) | изменения государств, смена поколений | изменения языка, смена цивилизаций | ||||
информационный (общество) | открытия, развитие теорий, школ | смена парадигм | ||||
(биосфера) | колебания численности популяций | видообразование | филогенез, изменение метаболизма | |||
галактический | вторжения инопланетян | звездные войны |
Курсивом выделены процессы, к которым понятие «жизнь» подходит не совсем.
Видно, что ничто не вечно, однако жизнь сохраняется в преемственности ее промежуточных результатов, которые могут быть использованы другой жизнью.
На больших масштабах времени смысл жизни очень туманен, и не факт, что вообще есть.
А на малых, на первый план выходит вопрос о выживании. Достаточно познакомится с «проблематикой» в определении Римского клуба: пределы роста, устойчивое развитие, экологические, экономические, демографические, социальные, политические проблемы.
Кроме того, жизнь на Земле совершенно очевидно конечна.
Угроз ее прекращения довольно много.
- Космологические.
- Тепловая смерть.
- Высокоэнергетические лучи.
- Остановка динамо.
- Столкновение с массивным телом.
- Увеличение Солнца.
- Уничтожение черной дырой.
- Климатические.
- Метановое отравление.
- Высыхание океана.
- Ледниковый период.
- Биологические.
- Пандемия.
- Разбалансировка экосистем.
- Антропогенные.
- Ядерная война.
- Генетическая война.
- Неудачная (или удачная?) эволюция машин.
- Иноземная угроза.
Единственной возможностью ее продлить представляется экспорт жизни в другие миры. Хотя, может показаться, это слишком долгосрочная перспектива, это только кажется. Факт отсутствия выбора влияет на нас уже сегодня.
Надежда на сохранение культуры и ее развитие связана с понятиями трансгуманизма, постгуманизма, искусственного интеллекта. Но формирование культурного наследия – дело человека.
Культура свойственна многим видам помимо человека, например, социальным насекомым, млекопитающим, птицам. Таким образом, культура – пример конвергентной эволюции.
Попробуем выделить универсальные элементы, общие для всего многообразия существующих культур, ценности, ради которых стоит впахивать вечно.
Классификация ценностей:
— по происхождению: естественные и искусственные;
— по степени достижимости: средства и цели;
— по принадлежности: ресурсы, свойства и методы;
— по форме существования: материальные и нематериальные;
— по актуальности: забытые и на повестке дня;
— по субъекту: индивидуальные и групповые;
— — групповые: передовые и массовые;
— — — массовые: региональные и мировые;
— — — — мировые: традиционные и новые;
— по времени жизни: «вечные» и ситуативные.
Ценности — это антиценности наооборот. Такое название придумали люди, а люди неадекватно оптимистичны, так как это способствует выживанию. Правильнее думать об угрозах, вызовах, проблемах.
На тему многообразия ценностей есть ряд исследований, например Всемирный обзор ценностей, the moral machine experiment.