Производственная система — Мои кадры

Производственная система

Производственная система


Бережливое производство


Кайдзен


Гибкие методологии


Управление проектами


Управление временем


Управление эмоциями


ТРИЗ


Другие методики инноваций


<>
П.с. – совокупность методик, направленных на повышение эффективности труда на производстве.

Объект изучения — ресурсы предприятия, управление функционированием, взаимодействие с поставщиками и потребителями, стабильность и изменение бизнес-процессов.

Бережливое производство

  • принцип «точно в срок»;
  • принцип дзидока (自働化) (самодиагностирование, остановка при обнаружении проблем);
  • поток единичных изделий (минимизация партий);
  • канбан (тара, карточки, визуализация, обеспечение непрерывности, вытягивания);
  • всеобщий уход за оборудованием (total productive maintenance, TPM);
  • система 5s:
    • cэири (整理) «сортировка» (нужное — ненужное, часто востребованное — нечасто);
    • cэитон (整頓) «соблюдение порядка» (аккуратность, маркировка);
    • cэисо (清掃) «содержание в чистоте»;
    • сэикэцу (清潔) «стандартизация»;
    • сицукэ (躾) «совершенствование (буквальный перевод — воспитание)».
  • быстрая переналадка (SMED);
  • пока- ёкэ («защита от ошибок» и бака- ёкэ — «защита от дурака»);
  • минимизация потерь:
    • перепроизводства;
    • ожидания;
    • ненужной транспортировки;
    • лишних этапов обработки;
    • лишних запасов;
    • ненужных перемещений;
    • брака.

Кайдзен (改善)

  • Фокус на клиентах;
  • Непрерывные изменения;
  • Открытое признание проблем;
  • Пропаганда открытости — малая степень обособленности между отделами и рабочими местами;
  • Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды, кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»);
  • Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе;
  • Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками;
  • Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании);
  • Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом;
  • Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач);
  • Информирование каждого сотрудника;
  • Делегирование полномочий;
  • Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом;
  • Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные);
    • Гэмба, гэнти гэмбуцу (現場, 現地現物);
  • Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями);
  • Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создаёт качества);
  • Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех).

Гибкие методологии (agile)

Ценности

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  • Сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Основные принципы

  • Наивысшим приоритетом является удовлетворение потребностей клиента, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения.
  • Изменение требований приветствуется, даже на поздних стадиях разработки.
  • Работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев.
  • На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе.
  • Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
  • Непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды.
  • Работающий продукт — основной показатель прогресса.
  • Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно.
  • Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта.
  • Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.
  • Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд.
  • Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.

Управление проектами

  • Описание процессов
    • UML;
    • IDEF0;
    • ARIS Business Process;
    • DFD;
    • SADT;
    • CH-1;
    • BPMN;
    • Дракон;
  • визуализация процессов
    • КПСЦ;
    • Диаграмма Исикавы;
    • Карты Шухарта;
    • Дашборды;
    • диаграмма Ганта;
    • Сетевые диаграммы PERT;
  • анализ процессов
    • 5 почему;
    • Бутылочные горлышки;
    • Стейкхолдеры;
    • TOC (Theory of Constraints);
    • метод критического пути;
    • метод освоенного объема;
  • управление проектами
PMBOK (Project Management Body Of Knowledge), Институт управления проектами, США

  • Группа процессов инициации
    • Разработка устава проекта (4.1);
    • Идентификация заинтересованных сторон (13.1);
  • Группа процессов планирования
    • Разработка плана управления проектом (4.2);
    • Планирование управления содержанием (5.1);
    • Сбор требований (5.2);
    • Определение содержания (5.3);
    • Создание иерархической структуры работ (5.4);
    • Планирование управления расписанием (6.1);
    • Определение операций (6.2);
    • Определение последовательности операций (6.3);
    • Оценка длительности операций (6.4);
    • Разработка расписания (6.5);
    • Планирование управления стоимостью (7.1);
    • Оценка стоимости (7.2);
    • Определение бюджета (7.3);
    • Планирование управления качеством (8.1);
    • Планирование управления ресурсами (9.1);
    • Оценка ресурсов операций (9.2);
    • Планирование управления коммуникациями (10.1);
    • Планирование управления рисками (11.1);
    • Идентификация рисков (11.2);
    • Качественный анализ рисков (11.3);
    • Количественный анализ рисков (11.4);
    • Планирование реагирования на риски (11.5);
    • Планирование управления закупками (12.1);
    • Планирование вовлечения заинтересованных сторон (13.2);
  • Группа процессов исполнения
    • Руководство и управление работами проекта (4.3);
    • Управление знаниями проекта (4.4);
    • Управление качеством (8.2);
    • Приобретение ресурсов (9.3);
    • Развитие команды проекта (9.4);
    • Управление командой проекта (9.5);
    • Управление коммуникациями (10.2);
    • Осуществление реагирования на риски (11.6);
    • Проведение закупок (12.2);
    • Управление вовлечением заинтересованных сторон (13.3);
  • Группа процессов мониторинга и контроля
    • Мониторинг и контроль работ проекта (4.5);
    • Интегрированный контроль изменений (4.6);
    • Подтверждение содержания (5.5);
    • Контроль содержания (Scope) (5.6);
    • Контроль расписания (6.6);
    • Контроль стоимости (7.4);
    • Контроль качества (8.3);
    • Контроль ресурсов (9.6);
    • Мониторинг коммуникаций (10.3);
    • Мониторинг рисков (11.7);
    • Контроль закупок (12.3);
    • Мониторинг вовлечения заинтересованных сторон (13.4);
  • Группа процессов закрытия
    • Закрытие проекта или фазы (4.7);
P2M «A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation», Япония

  • Часть I. Введение в управление проектами
    • P2M и профессионалы нацеленные на достижение миссии
    • История управления проектами и P2M
    • Как изучать структуру и дизайн Р2М
  • ·         Часть II. Управление проектами
    • Проекты и управление проектами
    • Среда управления проектами
    • Знания и навыки управления проектами
  • ·         Часть III. Управление программой
    • Программы и управление программами
    • Среда управления и возможности управления программами
    • Управление интеграцией
  • ·         Часть IV. Области знаний управления проектами
    • Управление стратегией проекта
    • Управление финансированием проекта
    • Управление системами проекта
    • Организационное управление проектом
    • Управление целями проекта
    • Управление ресурсами проекта
    • Управление рисками проекта
    • Управление информационными технологиями проекта
    • Управление отношениями в проекте
    • Управление стоимостью проекта
    • Управление коммуникациями в проекте
PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environment), Великобритания

  • Начало проекта. Как от начальной идеи проекта (отраженной в мандате на проект) перейти к непосредственно реализации этих идей. Создается организация — минимум назначаются руководитель проекта и Председатель Комитета проекта. Формулируется краткое описание проекта (project brief) и подход к его реализации. Детально планируется стадия запуска проекта.
  • Инициация проекта. Производится планирование проекта, включая план качества. Создается экономическое обоснование проекта (Business Case) и открывается журнал рисков, производится оценка рисков проекта. Планируются вехи, точки контроля проекта.
  • Управление проектом. Здесь сосредоточены ворота принятия решений Комитетом проекта (в том числе по досрочному завершению проекта) и ситуационное управление по значительным проблемам и отклонениям.
  • Контроль стадий. Непосредственная работа руководителя проекта по ежедневному управлению проектом — выдача и приёмка заданий, фиксация сложностей и рисков, принятие решения об эскалации, отчетность перед Комитетом.
  • Управление производством продукта. Меры, которые исполнители и рабочие группы должны предпринять для определения объёмов работы, отчеты о прогрессе и передаче выполненной работы.
  • Контроль границ стадий. Здесь происходит анализ исполнения плана стадии, промежуточное планирование следующей стадии, запасных планов, обзор рисков и бизнес-плана. Служит для перехода между стадиями.
  • Завершение проекта. Как закрыть проект, как управлять последующими действиями, как разбирать обзоры преимуществ проекта.

Управление временем

  • Аудит личной и управленческой эффективности.
    • Хронометраж;
    • Фотография рабочего дня
    • Поглотители времени
  • Основы стратегического планирования.
    • Пирамида Франклина;
    • SWOT-анализ (Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы));
    • PEST-анализ (выявление политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании);
    • SNW-анализ (сильных (Strength), нейтральных (Neutral) и слабых (Weakness) сторон организации);
    • Анализ пяти сил Портера (угрозы появления продуктов-заменителей, анализ угрозы появления новых игроков, анализ рыночной власти поставщиков, анализ рыночной власти потребителей, анализ уровня конкурентной борьбы);
    • GAP-анализ
    • Правило Парето;
    • Графики разброса;
    • Гистограммы
    • Матрица Эйзенхауэра;
    • АВС-аналииз;
    • А/В – тестирование;
  • Основы тактического планирования (месяц – неделя – день).
    • SMART ();
    • Референтная модель (as is –> to be);
    • Декомпозиция;
    • Анализ достигнутого;
    • Основы использования программных продуктов для планирования (планировщики, MindMapping).
    • Метод «Помидора» (25+5)

Управление эмоциями

Своими

  • Думать, о чем надо думать
  • Анализировать убеждения
  • Наблюдать за эмоциями
  • Определять причины
  • Контролировать сон, питание, температуру, освещенность, …
  • Контролировать мимику, позу и жесты
  • Контролировать дыхание
  • Представить картинку нужной эмоции

РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса

Модель ABC:
«А» (activating events) — активаторы
«В» (beliefs) — верования
«С» (consequences) — следствия

Других


ТРИЗ

Изобретательская ситуация и изобретательская задача
Противоречия

  • Административные;
  • Технические;
  • Физические.

Информационный фонд
Приёмы устранения противоречий и таблицы их применения:

  • парные;
  • 40 основных:

    1. Принцип дробления:
      а) разделить объект на независимые части;
      б) выполнить объект разборным;
      в) увеличить степень дробления объекта.
    2. Принцип вынесения:
      отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).
    3. Принцип местного качества:
      а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
      б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
      в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.
    4. Принцип асимметрии:
      а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;
      б) если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.
    5. Принцип объединения:
      а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
      б) объединить во времени однородные или смежные операции.
    6. Принцип универсальности:
      объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.
    7. Принцип “матрешки”:
      а) один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.;
      б) один объект проходит сквозь полости в другом объекте.
    8. Принцип антивеса:
      а) компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой;
      б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил).
    9. Принцип предварительного антидействия:
      а) заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям;
      б) если по условиям задачи необходимо совершить какое-то действие, надо заранее совершить антидействие.
    10. Принцип предварительного действия:
      а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
      б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.
    11. Принцип “заранее подложенной подушки”:
      компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.
    12. Принцип эквипотенциальности:
      изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.
    13. Принцип “наоборот”:
      а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
      б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;
      в) перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его.
    14. Принцип сфероидальности:
      а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;
      б) использовать ролики, шарики, спирали;
      в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.
    15. Принцип динамичности:
      а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
      б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
      в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.
    16. Принцип частичного или избыточного действия:
      если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше” — задача при этом существенно упростится.
    17. Принцип перехода в другое измерение:
      а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
      б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
      в) наклонить объект или положить его “на бок”;
      г) использовать обратную сторону данной площади;
      д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади.
    18. Принцип использования механических колебаний:
      а) привести объект в колебательное движение;
      б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
      в) использовать резонансную частоту;
      г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
      д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями.
    19. Принцип периодического действия:
      а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному) ;
      б) если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;
      в) использовать паузы между импульсами для другого действия.
    20. Принцип непрерывности полезного действия:
      а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);
      б) устранить холостые и промежуточные ходы.
    21. Принцип проскока:
      вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
    22. Принцип “обратить вред в пользу”:
      а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
      б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами;
      в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
    23. Принцип обратной связи:
      а) ввести обратную связь;
      б) если обратная связь есть, изменить ее.
    24. Принцип “посредника”:
      а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
      б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
    25. Принцип самообслуживания:
      а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции;
      б) использовать отходы (энергии, вещества).
    26. Принцип копирования:
      а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
      б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
      в) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым.
    27. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности:
      заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).
    28. Принцип замены механической схемы:
      а) заменить механическую схему оптической, акустической или “запаховой”;
      б) использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;
      в) перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру;
      г) использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами.
    29. Принцип использования пневмо- и гидроконструкций:
      вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.
    30. Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок:
      а) вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки;
      б) изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.
    31. Принцип применения пористых материалов:
      а) выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.);
      б) если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом.
    32. Принцип изменения окраски:
      а) изменить окраску объекта или внешней среды;
      б) изменить степень прозрачности объекта или внешний среды.
    33. Принцип однородности:
      объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).
    34. Принцип отброса и регенерации частей:
      а) выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т. д.) или видоизменена непосредственно в ходе работы;
      б) расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы.
    35. Принцип изменения физико-химических параметров объекта:
      а) изменить агрегатное состояние объекта;
      б) изменить концентрацию или консистенцию;
      в) изменить степень гибкости;
      г) изменить температуру.
    36. Принцип применения фазовых переходов:
      использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.
    37. Принцип применения теплового расширения:
      а) использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов;
      б) использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового расширения.
    38. Принцип применения сильных окислителей:
      а) заменить обычный воздух обогащенным;
      б) заменить обогащенный воздух кислородом;
      в) воздействовать на воздух и кислород ионизирующим излучением;
      г) использовать озонированный кислород;
      д) заменить озонированный кислород (или ионизированный) озоном.
    39. Принцип применения инертной среды:
      а) заменить обычную среду инертной;
      б) вести процесс в вакууме.
    40. Принцип применения композиционных материалов:
      перейти от однородных материалов к композиционным.

системы стандартов на решение изобретательских задач (76 стандартов):

  • стандарты на изменение систем;
  • стандарты на обнаружение и измерение систем;
  • стандарты на применение стандартов;

технологические эффекты (≈ 104):

  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • математические;
  • технологические;
  • Ресурсы (Вещественно-полевые ресурсы)
    Законы развития технических систем

  • Статика
  • Кинематика
  • Динамика

Вещественно-полевой (вепольный) анализ
Алгоритм решения изобретательских задач

  • собственно программа;
  • информационное обеспечение;
  • методы управления психологическими факторами, которые входят в методы развития творческого воображения.

Другие методики инноваций

Шесть шляп мышления:

  • Белая (информация, причинно-следственные связи и закономерности)
  • Красная (интуиция и чувства)
  • Чёрная (критика, риски)
  • Жёлтая (сильные стороны и преимущества)
  • Зелёная (инновации)
  • Синяя (модератор остальных шляп)