Производственная система
<>
П.с. – совокупность методик, направленных на повышение эффективности труда на производстве.
Объект изучения — ресурсы предприятия, управление функционированием, взаимодействие с поставщиками и потребителями, стабильность и изменение бизнес-процессов.
Бережливое производство
- принцип «точно в срок»;
- принцип дзидока (自働化) (самодиагностирование, остановка при обнаружении проблем);
- поток единичных изделий (минимизация партий);
- канбан (тара, карточки, визуализация, обеспечение непрерывности, вытягивания);
- всеобщий уход за оборудованием (total productive maintenance, TPM);
- система 5s:
- cэири (整理) «сортировка» (нужное — ненужное, часто востребованное — нечасто);
- cэитон (整頓) «соблюдение порядка» (аккуратность, маркировка);
- cэисо (清掃) «содержание в чистоте»;
- сэикэцу (清潔) «стандартизация»;
- сицукэ (躾) «совершенствование (буквальный перевод — воспитание)».
- быстрая переналадка (SMED);
- пока- ёкэ («защита от ошибок» и бака- ёкэ — «защита от дурака»);
- минимизация потерь:
- перепроизводства;
- ожидания;
- ненужной транспортировки;
- лишних этапов обработки;
- лишних запасов;
- ненужных перемещений;
- брака.
Кайдзен (改善)
- Фокус на клиентах;
- Непрерывные изменения;
- Открытое признание проблем;
- Пропаганда открытости — малая степень обособленности между отделами и рабочими местами;
- Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды, кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»);
- Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе;
- Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками;
- Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании);
- Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом;
- Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач);
- Информирование каждого сотрудника;
- Делегирование полномочий;
- Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом;
- Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные);
- Гэмба, гэнти гэмбуцу (現場, 現地現物);
- Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями);
- Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создаёт качества);
- Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех).
Гибкие методологии (agile)
Ценности
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
- Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
- Сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта.
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Основные принципы
- Наивысшим приоритетом является удовлетворение потребностей клиента, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения.
- Изменение требований приветствуется, даже на поздних стадиях разработки.
- Работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев.
- На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе.
- Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
- Непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды.
- Работающий продукт — основной показатель прогресса.
- Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно.
- Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта.
- Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.
- Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд.
- Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.
Управление проектами
- Описание процессов
- UML;
- IDEF0;
- ARIS Business Process;
- DFD;
- SADT;
- CH-1;
- BPMN;
- Дракон;
- визуализация процессов
- КПСЦ;
- Диаграмма Исикавы;
- Карты Шухарта;
- Дашборды;
- диаграмма Ганта;
- Сетевые диаграммы PERT;
- анализ процессов
- 5 почему;
- Бутылочные горлышки;
- Стейкхолдеры;
- TOC (Theory of Constraints);
- метод критического пути;
- метод освоенного объема;
- управление проектами
PMBOK (Project Management Body Of Knowledge), Институт управления проектами, США
- Группа процессов инициации
- Разработка устава проекта (4.1);
- Идентификация заинтересованных сторон (13.1);
- Группа процессов планирования
- Разработка плана управления проектом (4.2);
- Планирование управления содержанием (5.1);
- Сбор требований (5.2);
- Определение содержания (5.3);
- Создание иерархической структуры работ (5.4);
- Планирование управления расписанием (6.1);
- Определение операций (6.2);
- Определение последовательности операций (6.3);
- Оценка длительности операций (6.4);
- Разработка расписания (6.5);
- Планирование управления стоимостью (7.1);
- Оценка стоимости (7.2);
- Определение бюджета (7.3);
- Планирование управления качеством (8.1);
- Планирование управления ресурсами (9.1);
- Оценка ресурсов операций (9.2);
- Планирование управления коммуникациями (10.1);
- Планирование управления рисками (11.1);
- Идентификация рисков (11.2);
- Качественный анализ рисков (11.3);
- Количественный анализ рисков (11.4);
- Планирование реагирования на риски (11.5);
- Планирование управления закупками (12.1);
- Планирование вовлечения заинтересованных сторон (13.2);
- Группа процессов исполнения
- Руководство и управление работами проекта (4.3);
- Управление знаниями проекта (4.4);
- Управление качеством (8.2);
- Приобретение ресурсов (9.3);
- Развитие команды проекта (9.4);
- Управление командой проекта (9.5);
- Управление коммуникациями (10.2);
- Осуществление реагирования на риски (11.6);
- Проведение закупок (12.2);
- Управление вовлечением заинтересованных сторон (13.3);
- Группа процессов мониторинга и контроля
- Мониторинг и контроль работ проекта (4.5);
- Интегрированный контроль изменений (4.6);
- Подтверждение содержания (5.5);
- Контроль содержания (Scope) (5.6);
- Контроль расписания (6.6);
- Контроль стоимости (7.4);
- Контроль качества (8.3);
- Контроль ресурсов (9.6);
- Мониторинг коммуникаций (10.3);
- Мониторинг рисков (11.7);
- Контроль закупок (12.3);
- Мониторинг вовлечения заинтересованных сторон (13.4);
- Группа процессов закрытия
- Закрытие проекта или фазы (4.7);
P2M «A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation», Япония
- Часть I. Введение в управление проектами
- P2M и профессионалы нацеленные на достижение миссии
- История управления проектами и P2M
- Как изучать структуру и дизайн Р2М
- · Часть II. Управление проектами
- Проекты и управление проектами
- Среда управления проектами
- Знания и навыки управления проектами
- · Часть III. Управление программой
- Программы и управление программами
- Среда управления и возможности управления программами
- Управление интеграцией
- · Часть IV. Области знаний управления проектами
- Управление стратегией проекта
- Управление финансированием проекта
- Управление системами проекта
- Организационное управление проектом
- Управление целями проекта
- Управление ресурсами проекта
- Управление рисками проекта
- Управление информационными технологиями проекта
- Управление отношениями в проекте
- Управление стоимостью проекта
- Управление коммуникациями в проекте
PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environment), Великобритания
- Начало проекта. Как от начальной идеи проекта (отраженной в мандате на проект) перейти к непосредственно реализации этих идей. Создается организация — минимум назначаются руководитель проекта и Председатель Комитета проекта. Формулируется краткое описание проекта (project brief) и подход к его реализации. Детально планируется стадия запуска проекта.
- Инициация проекта. Производится планирование проекта, включая план качества. Создается экономическое обоснование проекта (Business Case) и открывается журнал рисков, производится оценка рисков проекта. Планируются вехи, точки контроля проекта.
- Управление проектом. Здесь сосредоточены ворота принятия решений Комитетом проекта (в том числе по досрочному завершению проекта) и ситуационное управление по значительным проблемам и отклонениям.
- Контроль стадий. Непосредственная работа руководителя проекта по ежедневному управлению проектом — выдача и приёмка заданий, фиксация сложностей и рисков, принятие решения об эскалации, отчетность перед Комитетом.
- Управление производством продукта. Меры, которые исполнители и рабочие группы должны предпринять для определения объёмов работы, отчеты о прогрессе и передаче выполненной работы.
- Контроль границ стадий. Здесь происходит анализ исполнения плана стадии, промежуточное планирование следующей стадии, запасных планов, обзор рисков и бизнес-плана. Служит для перехода между стадиями.
- Завершение проекта. Как закрыть проект, как управлять последующими действиями, как разбирать обзоры преимуществ проекта.
Управление временем
- Аудит личной и управленческой эффективности.
- Хронометраж;
- Фотография рабочего дня
- Поглотители времени
- Основы стратегического планирования.
- Пирамида Франклина;
- SWOT-анализ (Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы));
- PEST-анализ (выявление политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании);
- SNW-анализ (сильных (Strength), нейтральных (Neutral) и слабых (Weakness) сторон организации);
- Анализ пяти сил Портера (угрозы появления продуктов-заменителей, анализ угрозы появления новых игроков, анализ рыночной власти поставщиков, анализ рыночной власти потребителей, анализ уровня конкурентной борьбы);
- GAP-анализ
- Правило Парето;
- Графики разброса;
- Гистограммы
- Матрица Эйзенхауэра;
- АВС-аналииз;
- А/В – тестирование;
- Основы тактического планирования (месяц – неделя – день).
- SMART ();
- Референтная модель (as is –> to be);
- Декомпозиция;
- Анализ достигнутого;
- Основы использования программных продуктов для планирования (планировщики, MindMapping).
- Метод «Помидора» (25+5)
Управление эмоциями
Своими
- Думать, о чем надо думать
- Анализировать убеждения
- Наблюдать за эмоциями
- Определять причины
- Контролировать сон, питание, температуру, освещенность, …
- Контролировать мимику, позу и жесты
- Контролировать дыхание
- Представить картинку нужной эмоции
РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
Модель ABC:
«А» (activating events) — активаторы
«В» (beliefs) — верования
«С» (consequences) — следствия
Других
ТРИЗ
Изобретательская ситуация и изобретательская задача
Противоречия
- Административные;
- Технические;
- Физические.
Информационный фонд
Приёмы устранения противоречий и таблицы их применения:
- парные;
-
40 основных:
- Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части;
б) выполнить объект разборным;
в) увеличить степень дробления объекта. - Принцип вынесения:
отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). - Принцип местного качества:
а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы. - Принцип асимметрии:
а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;
б) если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии. - Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
б) объединить во времени однородные или смежные операции. - Принцип универсальности:
объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах. - Принцип “матрешки”:
а) один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.;
б) один объект проходит сквозь полости в другом объекте. - Принцип антивеса:
а) компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой;
б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил). - Принцип предварительного антидействия:
а) заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям;
б) если по условиям задачи необходимо совершить какое-то действие, надо заранее совершить антидействие. - Принцип предварительного действия:
а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места. - Принцип “заранее подложенной подушки”:
компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами. - Принцип эквипотенциальности:
изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект. - Принцип “наоборот”:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;
в) перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его. - Принцип сфероидальности:
а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;
б) использовать ролики, шарики, спирали;
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу. - Принцип динамичности:
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся. - Принцип частичного или избыточного действия:
если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше” — задача при этом существенно упростится. - Принцип перехода в другое измерение:
а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
в) наклонить объект или положить его “на бок”;
г) использовать обратную сторону данной площади;
д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади. - Принцип использования механических колебаний:
а) привести объект в колебательное движение;
б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
в) использовать резонансную частоту;
г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями. - Принцип периодического действия:
а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному) ;
б) если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;
в) использовать паузы между импульсами для другого действия. - Принцип непрерывности полезного действия:
а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);
б) устранить холостые и промежуточные ходы. - Принцип проскока:
вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости. - Принцип “обратить вред в пользу”:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами;
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным. - Принцип обратной связи:
а) ввести обратную связь;
б) если обратная связь есть, изменить ее. - Принцип “посредника”:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект. - Принцип самообслуживания:
а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции;
б) использовать отходы (энергии, вещества). - Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
в) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым. - Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности:
заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью). - Принцип замены механической схемы:
а) заменить механическую схему оптической, акустической или “запаховой”;
б) использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;
в) перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру;
г) использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами. - Принцип использования пневмо- и гидроконструкций:
вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные. - Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок:
а) вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки;
б) изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок. - Принцип применения пористых материалов:
а) выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.);
б) если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом. - Принцип изменения окраски:
а) изменить окраску объекта или внешней среды;
б) изменить степень прозрачности объекта или внешний среды. - Принцип однородности:
объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам). - Принцип отброса и регенерации частей:
а) выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т. д.) или видоизменена непосредственно в ходе работы;
б) расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы. - Принцип изменения физико-химических параметров объекта:
а) изменить агрегатное состояние объекта;
б) изменить концентрацию или консистенцию;
в) изменить степень гибкости;
г) изменить температуру. - Принцип применения фазовых переходов:
использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д. - Принцип применения теплового расширения:
а) использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов;
б) использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового расширения. - Принцип применения сильных окислителей:
а) заменить обычный воздух обогащенным;
б) заменить обогащенный воздух кислородом;
в) воздействовать на воздух и кислород ионизирующим излучением;
г) использовать озонированный кислород;
д) заменить озонированный кислород (или ионизированный) озоном. - Принцип применения инертной среды:
а) заменить обычную среду инертной;
б) вести процесс в вакууме. - Принцип применения композиционных материалов:
перейти от однородных материалов к композиционным.
- Принцип дробления:
системы стандартов на решение изобретательских задач (76 стандартов):
- стандарты на изменение систем;
- стандарты на обнаружение и измерение систем;
- стандарты на применение стандартов;
технологические эффекты (≈ 104):
- физические;
- химические;
- биологические;
- математические;
- технологические;
Ресурсы (Вещественно-полевые ресурсы)
Законы развития технических систем
- Статика
- Кинематика
- Динамика
Вещественно-полевой (вепольный) анализ
Алгоритм решения изобретательских задач
- собственно программа;
- информационное обеспечение;
- методы управления психологическими факторами, которые входят в методы развития творческого воображения.
Другие методики инноваций
Шесть шляп мышления:
- Белая (информация, причинно-следственные связи и закономерности)
- Красная (интуиция и чувства)
- Чёрная (критика, риски)
- Жёлтая (сильные стороны и преимущества)
- Зелёная (инновации)
- Синяя (модератор остальных шляп)